Распространенные композиционные приемы размещения всех видов общественных зданий могут быть сведены к следующим основным группам.
1. Довольно часто небольшие общественные здания располагают между пяти—девятиэтажными домами. Их маленькие объемы бывают полностью подавлены громадами многоэтажных домов и не могут оказать какое-либо влияние на архитектуру ансамбля. По своему композиционному значению они ближе к малым формам, чем к основным элементам застройки.
В 95 — м квартале в Кунцеве все здания, связанные с торговлей и бытовым обслуживанием, размельчены и разбросаны по территории микрорайона. Они не участвуют активно в его художественной организации. Такое же случайное расположение зданий бытового обслуживания характерно и для многих других микрорайонов. Небольшие по объему, часто невыразительные по архитектурному решению, рассредоточено расположенные в жилой застройке и нередко выпадающие и ее стилевой характеристики, эти здания не обогащают композицию микрорайона, а образуют, как правило, композиционные провалы в ряд жилых домов, более сильных по объему и силуэту.
При случайном расположении общественные здания оказываются как бы вне общей композиции — выпадают из нее. В результате отсутствует цельность эстетического восприятия микрорайона и, следователь но, не может быть единого ансамбля, создаваемого художественным взаимодействием жилых и общественных зданий.
2. Другой, часто встречающийся композиционный прием сводите к созданию линейного ритмического ряда, образованного чередующимися жилыми и общественными зданиями. В этом случае композиция строится на контрастности высот многоэтажных жилых и более низки общественных зданий, усиливаемой ритмическим повторением. Контрастность увеличивается тогда, когда низкие горизонтально члененные объемы общественных зданий компонуются с вертикалями башенных домов. Она становится менее острой в том случае, когда все здания, образующие ритмический ряд, протяженные. Следует отметить что хорошие условия для восприятия таких ритмических рядов создают <я только в случае их панорамного обзора, а при обозрении такой ком позиции в ракурсе (например, вдоль улицы) острота восприятия замет но уменьшается. В этом можно убедиться, сопоставляя застройку вдоль бровки оврага внутри 95-го квартала в Кунцеве с застройкой вдоль Рублевского шоссе в 20-м квартале того же района, а также вдоль Новохорошевского шоссе. В 95-м квартале вертикали 12-этажных башен конт растно противопоставлены двухэтажным протяженным объемам детски учреждений. Вся эта композиция хорошо воспринимается как целостная панорама со многих точек территории квартала. Этого нельзя сказать о 20-м квартале, где двухэтажные торговые здания поставлены между протяженными пятиэтажными домами. В этих случаях контрастность по этажности заметно меньше, а восприятие ритма при обозревании вдоль фронта застройки значительно слабее.
Прием метрического чередования жилых домов и общественных зданий несколько формалистичен, так как все компоненты такого простого ритмического ряда, несмотря на их разное функциональное содержание, становятся равнозначными по художественному значению. При расположении жилых домов и общественных зданий в линию усложнение ритма их чередования было бы более оправданным, так как соответствовало бы функциональной и художественной правдивости композиции застройки.
3. Ряд примеров свидетельствует о существовании еще одного приема, сводящегося к выделению невысоких объемов общественных зданий из окружающей застройки с целью привлечь внимание зрителя к местам расположения общественных центров микрорайона. При этом часто прибегают к резкому повышению этажности жилых домов, соседствующих с общественным зданием, создавая контраст между вертикалями башенных домов и стелющимися объемами общественных зданий. Башенные дома становятся элементом композиции общественного центра, его объемно-пространственным акцентом, как бы принимающим на себя часть той роли, которая прежде в старых городских структурах безраздельно принадлежала общественным зданиям с большими объемами, высокими куполами, колокольнями, минаретами.
Достаточно сдержанно и вместе с тем удачно использован этот прием в микрорайоне Д-18 в Вильнюсе. Вдоль фронта улицы расположены протяженные корпуса пятиэтажных жилых домов, а у одного из въездов в квартал, около стоящего в одном ряду с жилыми домами невысокого торгового здания, построен девятиэтажный башенный дом для малосемейных. Этот дом, выделяясь из окружающей застройки, привлекает внимание зрителя к небольшому общественному зданию скромной архитектуры. Также эффективно использован подобный прием при застройке фронта улицы по проспекту Красной Армии в Вильнюсе. Встречаются творческие предложения, в которых острота контраста усиливается за счет значительного увеличения высоты дома до 25 и более этажей. Случаи, когда значимость общественного здания подчеркнута высотным жилым домом, который как бы «работает» в композиции на общественное здание, довольно многочисленны. Некоторые даже склонны усмотреть в развитии этого приема основной путь решения композиции застройки и согласования архитектуры жилых и общественных зданий. Однако слишком частое его повторение может привести к отрицательному результату.
4. Интересным композиционным приемом является соединение укрупненных объемов кооперированных общественных учреждений с объемами многоэтажных жилых домов. Такая сложная композиция приобретает выразительность благодаря тесному взаимодействию контрастных объемов — протяженных низких общественных блоков и высоких жилых домов.
Этот прием использован при объединении в целостную композицию девятиэтажных жилых домов с торговым блоком в 1-м микрорайоне Химок — Ховрина (магазин «Санкт-Петербург»). Выразительность этого приема усиливается при удачном использовании рельефа местности, как это сделано в Минске на проспекте Толбухина и на проспекте 100-летия во Владивостоке в районе Второй Речки.
Объединение жилых и общественных зданий в целостную объемно-пространственную систему с градостроительной точки зрения вполне возможно. Однако в упомянутых случаях между жильем и учреждениями культурно-бытового обслуживания не создано непосредственных функциональных связей, и их объединение является чисто механическим. Это еще не та органическая связь архитектуры жилых и общественных зданий, которая должна быть найдена в композиции микрорайона.
5. При современной структуре жилой застройки наиболее эффективным может стать прием укрупнения центров торгового и культурно-бытового обслуживания. Расположение их должно быть тщательно продумано в функциональном и художественно-композиционном аспектах. Создание островыразительной, индивидуальной и поэтому запоминающейся архитектуры этих зданий позволило бы им занять ведущее место в ансамбле. Выразительность их формы преодолела бы влияние повышенной этажности жилых домов, разрядила бы монотонность восприятия типовой застройки.
Хорошим примером служит достаточно развитый центр обслуживания, построенный в городке Академии наук под Новосибирском. Хорошо запоминается смелая пластичная форма фасада маленького торгового здания в начале района Большая Югла в Риге. Ряд новых больших зданий торговых и культурно-бытовых центров начинают строить в некоторых районах Москвы, в новых городах — Тольятти, Навои и др. Смогут ли они до конца разрядить монотонность нынешней застройки, покажет будущее. Несомненно одно, что органическое включение в типовую жилую застройку крупных объектов с индивидуальной архитектурой может стать одним из важных факторов необходимой индивидуализации облика новых городских районов.