14.10.2021
Материал
Пандемия коронавируса дала возможность контрафактной и фальсифицированной продукции усилить свои позиции на рынке строительных материалов. Причины этого – введенный в 2020-м мораторий на проверки, а также неудачные решения законодателей в рамках «регуляторной гильотины», которые с 1 июля текущего года оставили отрасль фактически без контроля. Об этом шла речь на общественных слушаниях «Противодействие недобросовестной конкуренции на строительном рынке Сибири», прошедших 7 октября в Общественной палате Новосибирской области.
Вопрос незаконного оборота различных товаров никогда не был простым, актуальным он остается и в настоящее время. По данным Всемирной торговой организации, в мировом товарообороте такая продукция «съедает» около $500 млрд. долларов. С каждым годом растет и количество нелегально произведенных стройматериалов.
Рынок требует порядка
«Сегодня на рынке сложилась крайне негативная ситуация, связанная с распространением некачественных строительных материалов, – подчеркнул, открывая мероприятие, заместитель председателя Общественной палаты Новосибирской области Владимир Ермола. – Это отрицательно сказывается на качестве возводимых объектов, напрямую угрожает жизни и здоровью людей».
Сегодня рынок наполняется контрафактной и фальсифицированной продукцией, увеличиваются объемы теневой экономики. Производители таких стройматериалов в разы сокращают их себестоимость в ущерб качеству, тем самым ставят под удар потребителей. Кроме того, они продают свой товар по демпинговым ценам, отнимая у легального бизнеса значительную долю рынка.
По словам председателя комиссии по вопросам ЖКЖ, градостроительства и дорожного комплекса Общественной палаты Новосибирской области Максима Федорченко, проблема усугубляется ростом цен. Стараясь сэкономить, строители зачастую закупают некачественный товар.
«Проблемы есть по всем видам строительной продукции, – отметил Максим Федорченко. – Мы в свое время ставили вопрос о необходимости создания СРО для производителей стройматериалов, но получили ответ, что проблемы с качеством и так решаются. Сейчас, когда от надзора, по сути, предложено отказаться, надо понимать – жесткий порядок все равно должен быть наведен».
Сомнительное решение
Однако пока складывается впечатление, что власть наоборот, скорее, потворствует распространению хаоса на рынке. В последние годы в России действовала система пресечения незаконного оборота отдельных видов стройматериалов: государственный надзор над их выпуском был возложен на Росстандарт. Но 1 июля 2021 года вступил в силу так называемый закон-спутник – ФЗ-170 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». В результате Росстандарт исключили из системы противодействия распространению фальсификата и контрафакта. Фактически контроль над оборотом многих строительных материалов был прекращен.
«В рамках осуществления полномочий Росстандартом ежегодно проводилось около 8 тысяч проверок, из них 3,5 тысячи – за соблюдением обязательных требований к продукции. С 2015 года было проверено 843 предприятия по производству и реализации цемента, у 114 выявлены нарушения. Только в СФО за этот период проведены проверки в отношении 103 организаций, по результатам которых выявлены нарушения в 20 случаях, – доложил собравшимся начальник Управления метрологии, государственного контроля и надзора Росстандарта Александр Кузьмин. – Также Сибирским межрегиональным территориальным управлением было проведено 44 проверочных мероприятия на основании поступающих материалов, указывающих на наличие нарушений, в 36 случаях нарушения подтвердились. Общая сумма наложенных штрафов составила около 2,5 млн рублей».
Однако теперь Росстандарту нельзя проверять производителей стройматериалов по жалобам граждан и обращениям организаций, фактически запрещено выполнять инструментальные лабораторные исследования, выявлять продукцию, не соответствующую требованиям нормативных документов.
По мнению заместителя председателя Общественного совета при ФАС, члена Общественного совета при Новосибирском УФАС России, первого вице-президента АО «ХК «Сибцем» Валерия Бодренкова, правовое регулирование и правоприменительная практика в области противодействия распространению фальсифицированной и контрафактной продукции на рынке строительных материалов и до принятия закона-спутника были несовершенны. Например, в центре Новосибирска долгое время действовала перевалка, где бочку хорошего цемента смешивали с бочкой золы ТЭЦ, в год продавалось от 20 до 40 тыс. тонн такой смеси. Росстандарт провел три проверки, наложил штрафы. Но только после продолжительных настойчивых обращений ГУВД по Новосибирской области возбудило уголовное дело и перевалку закрыли.
«Даже по действовавшему ранее законодательству у Росстандарта не было ни физических возможностей, ни полномочий реагировать на все подобные случаи, – объяснил Валерий Бодренков. – Сегодня, когда принят федеральный закон № 170, их вообще нет. Куда теперь идти с этими материалами? Роспотребнадзору они не нужны, у прокуратуры нет полномочий. В итоге было плохо, а стало еще хуже».
Ослабили хватку – получили взрывной рост
«С нашей Родиной беда, наша Родина больна!» – с таких слов начал свое выступление член Правления НО «СОЮЗЦЕМЕНТ», первый вице-президент АО «ХК «Сибцем» Геннадий Рассказов.
По его мнению, столкнуться с фальсификатом на цементном рынке не составляет труда, потому что цемент – это продукт, который легко подделать и достаточно просто реализовать. Чем он опасен? Прежде всего, своим непредсказуемым поведением в составе строительных растворов, бетонов и ЖБИ. Использование цемента с завышенным содержанием нестандартных минеральных добавок может привести к быстрому непрогнозируемому разрушению бетонных конструкций.
В 2020 году доля незаконного оборота цемента на рынке РФ составляла около 5,6%. По данным исследовательского центра «Международная торговля и интеграция», его объем снизился с 11,7 млн т в 2015 году до 3,16 млн т в 2020-м, ущерб отрасли за тот же период уменьшился с 44,5 млрд до 13,3 млрд руб.
«Но что такое 3,16 млн т фальсифицированного цемента? Это около 8,5 млн кубометров бетона – годовой объем для восьми Новосибирских областей, которая потребляет меньше 1 млн т, – заявил Геннадий Рассказов. – Вся Сибирь, по данным Росстата, в прошлом году потребила 3,2 млн кубических метров бетонов и растворов. Таким образом, масштаб проблемы огромен!»
По словам эксперта, после введения обязательной сертификации цемента в 2015 году фиксировалось явное уменьшение случаев реализации продукции неустановленного качества. Так, в 2017-м по признакам незаконного оборота в государственные контролирующие органы «Сибцем» направил 38 обращений, в 2018-м – 12, в 2019-м – всего четыре.
«Но наступил пандемийный 2020 год. Правительством был введен мораторий на проведение проверок, и в 2021-м количество фальсификата увеличилось, мы уже направили в контролирующие инстанции 22 обращения, – сообщил Геннадий Рассказов. – Только на один год в нашей отрасли ослабили хватку – и смотрите, какой взрывной рост!»
Изучив ситуацию, сложившуюся на рынке после принятия нового пакета законов, специалисты «Сибирского цемента» сформулировали ряд предложений по устранению противоречий в нормативно-правовых актах РФ. Например, они считают, что необходимо вернуть Росстандарту возможность осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований.
Вернуть контроль Росстандарту
На мероприятии также выступили представители Общественной палаты РФ, Росаккредитации, Роскачества, РСПП, профильных профессиональных объединений и ассоциаций.
Предложенные участниками меры, среди которых – возобновление полномочий Росстандарта в сфере государственного контроля (надзора) за отдельными видами продукции в соответствии с требованиями технических регламентов Таможенного союза и постановления Правительства РФ № 982, вошли в резолюцию, подготовленную по итогам общественных слушаний. Она будет направлена на рассмотрение в Правительство РФ, в том числе Минэкономразвития и Минпромторг, Государственную комиссию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции и другие органы государственной власти.
Евгений Горчаков